О. Явейн,
Н. Явейн


ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ ТРАНСПОРТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ


Один из критериев архитектурного качества – наличие черт,
определяющих дальнейший рост архитектуры.
И. Явейн

Крупнейший теоретик и практик транспортной архитектуры Игорь Георгиевич Явейн (1903–1980) оставил богатое творческое наследие: архитектурные произведения в различных областях, значительное число премированных проектов, памятники, дизайнерские работы, графика, но особое место занимает архитектура транспортных сооружений. По его проектам построено свыше 100 вокзалов, большинство вокзалов Московско-



Проект Центрального (Курского) вокзала
в Москве. Высшая премия
на Всесоюзном конкурсе,
1932 г.

Курской дороги, вокзалы в Великом Новгороде, Курске, Латвии и др.
И. Явейн был основоположником теории архитектуры транспортных сооружений, автором первой в России монографии об архитектуре железнодорожных вокзалов, а также ряда научных исследований энциклопедического характера, охвативших полтора века истории мирового вокзалостроения. При этом многие принципиальные положения, обоснованные им, предвосхитили последующее развитие архитектуры в этой области. Обозначим некоторые из них.
Вокзал – это многофункциональное сооружение, по своим задачам и структуре подобное городу; это сложнейший организм, где сконцентрированы практически все атрибуты инфраструктуры города. При



Проект вокзала в Новосибирске.
Вторая премия на Всесоюзном
конкурсе, 1930 г.

этом жилые, обслуживающие, развлекательные, правоохранительные и иные функции здесь могут быть представлены то в развернутом виде – блок гостиниц, ресторанов, парикмахерских, почт, справочных, бюро находок, помещений для матери и ребенка и т. д., то в сокращенном (стойки буфетов, киосков, различных постов и т. д.). Однако во всех случаях идея динамического города, или, как сказали бы теперь, микромира или «модели города», не просто концептуальная архитектурная идея вокзала, а конкретная функциональная программа, требующая того или иного пространственного разрешения.
Вокзал – это коммуникационный узел города и транспортной системы страны, а процесс их развития ведет к стиранию границы между зданием вокзала и площадью перед ним, железнодорожными путями и маршрутами городского транспорта. «Существующие же понятия, – писал Явейн, – «железнодорожный», «морской», «автобусный» вокзал и аэровокзал все больше будут отражать только то, что в данном пересадочном узле указанный вид транспорта является преобладающим». Здание вокзала трансформируется в «пространственный узел пересадок», «стык различных видов транспорта», где платформы, пандусы, переходы, навесы – это средство взаимоперехода внешнего во внутреннее, связи здания и платформ, здания и площади.
Вокзал – это ворота города, его граница, перенесенная в центр здания. Независимо от своего месторасположения, вокзал – некое промежуточное пограничное пространство между городом и дорогой, им и страной. Это сооружение, принимающее и пропускающее за короткий срок большие массы людей, многократно превышающие вместимость сооружения. Это «не сооружение, куда приходят, а сооружение, через которое проходят и проезжают».

Вокзал в Новгороде. Принят на основе конкурса,
строительство 1948–1953 гг.

Вокзал в Курске. Принят на основе конкурса,
строительство 1948–1952 гг.

Снаружи вокзал – это синтезированный образ города, его «визитная карточка», представленная в характерных чертах, а интерьер вокзала – это своего рода «вестибюль города», архитектурная композиция пути следования пассажира в город.
Многоплановый архитектурный образ вокзала, в представлении Явейна, то свертывается до метафоры «ворота» и «вестибюль города», то, наоборот, развертывается до синтезированного образа города в целом.
И хотя творчество И. Явейна во многом питали научные исследования, тем не менее большинство принципиальных положений, вошедших затем в многочисленные учебники, родились именно в его работе над конкретными проектами.
Таков проект И. Явейна Курского вокзала в Москве, представленный под девизом «Комплекс семи видов транспорта» на Всесоюзном открытом конкурсе в 1932 г. Железнодорожный вокзал рассматривался как пространственный узел транспортной системы. Над путями лежит вестибюль отправления, он же – распределительный зал, с торцов которого подъезжают автомобили и подходят пешеходы. Сверху на плоскую крышу длиной около 300 м садятся аэропланы и авиатакси, соединяющие вокзал с аэродромом. Внизу, на уровне здания, останавливаются поезда дальнего следования, пригородные электрички, автобусы, троллейбусы, трамваи, ниже – метро. Семь видов различного транспорта подходят сюда со всех сторон. «Комплекс семи видов

Проект вокзала
Ленинград-Центральный,
1929 г.

Курортный вокзал на ст. Дубулты (Латвия).
Построен в 1977 г.

Проект морского вокзала в Ленинграде. Конкурсный проект, третья премия

транспорта» – это сооружение, которое в зависимости от точки зрения наблюдателя воспринимается как многоуровневый мост или анфилада малых мостов-шупальцев, то как пространственный зал или проезд, то как «слоеный пирог» с движением в одних уровнях и созерцанием в других. Трудно отделаться от впечатления, что перед нами некое живое существо, которое само внутри себя порождает все эти потоки движения (с легкой руки Явейна многие называли этот проект «сороконожкой»).
Видение объекта как «пространственного стыка» различных видов транспорта, как сверхконцентрированного распределителя движения породило и новый архитектурный образ вокзала – многослойного моста над путями с крышей-палубой и раскинутыми по сторонам щупальцами пандусов, переходов, подъездов, эскалаторов, – образ, во многом предвосхитивший одно из направлений развития архитектуры транспортных сооружений, в том числе и за рубежом. В 1932 г. проект получил высшую премию и вызвал бурные дебаты.
В 1964 г. в отзыве на докторскую диссертацию Явейна И. Фомин писал: «...и теперь, тридцать с лишним лет спустя, этот проект может быть признан программным, предельно четко и просто решающим сложную задачу создания большого вокзала, трактованного автором в виде комплексного узла пересадок. Следует отметить, что и архитектурное, образное решение этого вокзала – новое слово в архитектуре транспортных сооружений, не утратившее и сейчас своей новизны и оригинальности». А в 1982 г. В. Пилявский отмечал: «В истории архитектуры неосуществленные

Проект курортного вокзала на ст. Майори (Латвия), 1976 г.

проекты оставляют подчас не менее яркий след, чем построенные здания, ибо в них в заостренном, сконцентрированном виде предстают идеи, которые еще только зарождались под влиянием новых потребностей и которые затем питали развитие теории и практики. Таким этапным в области транспортной архитектуры в ранних работах Явейна и явился конкурсный проект Курского (Центрального) вокзала в Москве».
Время показало, что проект Курского (Центрального вокзала в Москве) И. Явейна, действительно оказался «впередсмотрящим». В 2003 г., в год 100-летнего юбилея И. Явейна, в Санкт-Петербурге появится новый Ладожский вокзал, одним из прототипов которого является вокзал-мост «комплекса семи видов транспорта». Вокзал над путями дополняют вокзал под ними, автомобильный мост, аппарель над путями. Идея вокзала – коммуникационного узла ворот города, его синтезированного образа воплощается и развивается.


Проект вокзала в Софии, 1963 г.

ЛИТЕРАТУРА
1. Пилявский В. И. Магистраль творчества // Ленинградская панорама. 1984. № 9. С. 31–33.
2. Холодова Е. В. Явейн Игорь Георгиевич / Энциклопедический словарь. Курск, 1997. С. 485.
3. Явейн О. И., Явейн Н. И. Игорь Явейн / Архитекторы об архитекторах. Ленинград – Петербург. XX век. СПб., 1999. С. 160–173.
4. Явейн О. И., Явейн Н. И. Игорь Явейн /Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб., 1999. С. 147–167.
5. Белаш Т. А., Иванова Т. И., Мартиров В. Б. Игорь Георгиевич Явейн. Школа строительного искусства. СПб, ПГУПС, 1999. С. 43–46.
6. Игорь Явейн. Архитектурный ежегодник. СПб., 2002. С. 164–170.
7. Явейн И. Г. Архитектура железнодорожных вокзалов. М., 1938.
8. Явейн И. Г. Вокзал и площадь – узел единой транспортной системы страны // Архитектура СССР. 1961. № 3.
9. Явейн И. Г. Вопросы проектирования железнодорожных вокзалов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. Л., 1964.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>