ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Ирина Андреева


    отыграли марши,
    отгремели фейерверки…

    Праздничная хроника и оптимистический прогноз

    22 июня журналисты были приглашены на пресс-конференцию, посвященную 300-летию Царского Села и г. Пушкина. Руководитель музея-заповедника вместе с главой районной администрации сумели многое рассказать, подробно останавливаясь на каждом проекте, который так или иначе был связан с подготовкой к юбилею. В свою очередь, на протяжении пяти минувших лет наш журнал регулярно освещал и ход реставрационных работ на здешних памятниках, и процесс нового строительства на территории красивейшего из петербургских пригородов. Поэтому повторяться, дословно цитируя выступавших, сегодня вряд ли имеет смысл. Тем более что в продолжение этой статьи последует новая подборка материалов, которые подготовлены с помощью реставраторов и проектировщиков, задействованных на ряде царскосельских объектов.

    Вместе с тем, одно замечание, сделанное Ольгой Таратыновой, является, на наш взгляд, очень существенным. Директор ГМЗ «Царское Село» сказала: «Основываясь на своем двадцатипятилетнем опыте, могу сказать, что в обычных условиях любая из выполненных в музее реставраций потребовала бы в несколько раз больше времени». В качестве примера она привела восстановление фасадов Екатерининского дворца со стороны плаца, которое по объему вполне сопоставимо с работами, производившимися здесь в пятидесятые годы, а по качеству, вероятно, их превосходит. Исследователи всегда шли на шаг впереди, изучали буквально каждый сантиметр наружной отделки здания, работали в архивах. В результате сформировалась четкая «картинка» всех многочисленных перестроек дворца, позволившая вести в полной мере научную реставрацию. Аналогичным подходом характеризовались работы и по Камероновой галерее, и на большинстве исторических построек дворцово-паркового ансамбля, открывшихся после реставрации за последние год-два, либо ожидавших этого непосредственно в праздничные дни. Как обычно, представителям прессы повезло чуть больше, чем остальным: мы стали самыми первыми свидетелями нескольких сюрпризов, которые музей заготовил к своему юбилею.

    Плафон Арабескового зала
    после реставрации
    Итак, 22 июня в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце после пятилетней реставрации открылся Арабесковый зал. Один из самых эффектных парадных интерьеров, созданных Ч. Камероном для Екатерины II в 1780-х гг. в личной половине императрицы, был восстановлен в первую очередь. Эта часть дворца во время войны подверглась значительным разрушениям, а с 1950-х гг. использовалась для нужд военно-морского училища, затем — как база отдыха и художественная школа, то есть далеко не по музейному назначению. Только ближе к концу 2005 г. в южном крыле здания завершилась реконструкция, позволившая возвратить всем екатерининским покоям исторические объемы. В дальнейшем восстановлением внутреннего убранства Арабескового зала занималась компания «Ресстрой» в рамках целевой программы «Культура России 2005–2010». Зал изначально был декорирован пилястрами и зеркалами, а также панно с росписью в виде арабесок — последнее обстоятельство и определило его название.

    В иконографическую основу реализованного проекта, который еще в 1979 г. разработал арх. А. А. Кедринский, легли камероновские эскизы из фондов Государственного Эрмитажа, альбом фотофиксаций интерьера до и после войны, сделанных специалистами СНПО «Реставратор», и акварель Э. П. Гау. Мастерами также использовались сохранившиеся фрагменты отделки зала — 4 живописные вставки плафона, 7 бронзовых трехсвечных бра, камин из белого мрамора, 2 овальные зеркальные рамы, подзеркальный стол-консоль, фрагменты лепного и резного орнаментов.

    В этот же день в Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Жизнь в русском стиле». Она посвящена одному из ярких явлений в истории отечественного искусства XIX — начала XX вв., охватившему многочисленные сферы художественной жизни, основу которого составило обращение к народным истокам. Главные разделы экспозиции восходят к традициям придворной культуры, бытованию русского стиля в повседневной жизни купечества и интеллигенции и религиозном искусстве. Все они созвучны идеям тогдашней государственной программы, известной по триаде «Православие, самодержавие, народность». Среди экспонатов — неиз­вестные широкому кругу уникальные произведения живописи и графики, мебель, костюмы, мундиры, церковная утварь, изделия ведущих ювелирных мастеров. Особый интерес представляет парадное придворное платье великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II. Благодаря находчивости музейных хранителей оно было эвакуировано в годы Великой Отечественной войны в качестве упаковочного материала хрупких предметов. Любопытен и ларец-ковчег для княжеских договорных грамот, изготовленный фабрикой художественной бронзы Феликса Шопена — один из семи ларцов, в которых хранили древнейшие и наиболее важные государственные акты.

    Совместный выставочный проект, подготовленный Государственным музеем-заповедником «Царское Село» и Государственным историческим музеем, продлится до 30 сентября. Интересно также, что гости выставочного вернисажа сумели первыми продегустировать искристый напиток из бутылок, украшенных специальной золотой этикеткой «Царское Село 1710». Его юбилейная партия была специально выпущена Русским Шампанским Домом «Абрау-Дюрсо» к 300-летию знаменитого петербургского музея

    Дефиле с аксессуарами
    от Елены Бадмаевой
    в Тронном зале
    Екатерининского дворца
    Музей-заповедник совместно с Модным домом Елены Бадмаевой представил коллекцию аксессуаров «Шедевры Царского Села». Она стала третьей по счету в числе созданных известной петербургской кутюрье в рамках проекта «Реставрацiя», реализуемого в содружестве с КГИОП, при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга и совместно с Пушкинским Домом РАН. Сюжетами для декоративных композиций платков и палантинов послужили флорентийские мозаики Янтарной комнаты (1750-е гг., Дж. Дзокки), часы на Парадной лестнице Большого Царскосельского дворца (1860-е гг., И. А. Монигетти), роспись плафона Парадной Голубой гостиной, а также живописное убранство Зеленой столовой и Арабескового зала (1780-е гг., Ч. Камерон).

    Целью проекта стало не просто изучить уникальное культурное наследие и привлечь к нему внимание публики, но изменить сам характер сувенирной продукции. Благодаря аксессуарам Елены Бадмаевой гости города смогут оставить на память о визите в Петербург не только фотографии и предметы традиционных ремесленных промыслов, но почувствовать вкус и стиль города, удивительную харизму Царского Села.

    Специально в честь 300-летнего юбилея Царского Села на Императорском фарфоровом заводе был воссоздан уникальный, так называемый «Собственный» чайный сервиз императрицы Елизаветы Петровны. Оригиналы его предметов, которые предшественники сегодняшних мастеров ИФЗ создавали в 1759–62 гг., хранятся в Русском музее и Эрмитаже.

    Сервиз сработан в духе рококо — с нарядным цветочным декором, игривыми лепными деталями и сплошной позолотой. Такое покрытие — вовсе не дань моде оформления сервизов в XVIII в., а технологическая хитрость того времени. На первых этапах развития мануфактуры золотое крытье помогало скрыть недостатки фарфоровой массы. На воссоздание чайника, сахарницы, чашки с блюдцем и крышкой, потребовалось большое время и кропотливая работа многих модельщиков и живописцев. Лепными деталями занималась художница Анна Лебедева, специалист по фарфоровым цветам.

    Копия «Собственного»
    сервиза императрицы,
    изготовленная к юбилею
    Идея создать копию «Собственного» чайного сервиза императрицы возникла не случайно, учитывая, что с именем дочери Петра Великого связано многое в истории Царскосельского ансамбля, в том числе и основание павильона «Эрмитаж». В его интерьере теперь и размещена эта работа петербургских реставраторов фарфора.

    Следующий день празднований, а точнее сказать, «самый канун» официальной даты проходил под девизом «Царское Село — камертон истории России». В Знаменском храме Лицейского сада был отслужен благодарственный молебен в честь 300-летия основания императорской резиденции. Вскоре после этого началась конференция «Царское Село в истории России», организованная по линии ЮНЕСКО и СЖ России в рамках между­народного конгресса молодых журналистов. Поучаствовать в обсуждении темы были приглашены ныне здравствующие потомки Дома Романовых и рода Пушкиных со всего дальнего зарубежья...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА