ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Олег Самарин


    ДОСТОВЕРНОСТЬ СО «ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ»

    Одна из ключевых фигур архитектуры XX столетия, Мис Ван дер Роэ, сформулировал свое кредо образно и лаконично: «Бог — в деталях». Фраза стала крылатой, но суть ее по-прежнему открывается не всем. Для кого-то понятие «деталь» продолжает оставаться в одном семантическом ряду с такими словами, как «мелочь», «пустяк»… Вряд ли им удастся овладеть подлинным мастерством, и это касается абсолютно любой сферы, не только архитектурной.

    Терраса Фермерского дворца
    В июне для посетителей Петергофа открылся Фермерский дворец — летняя резиденция императора Александра II, сохраненная на территории нынешнего музея-заповедника. Событие долгожданное, и факт сам по себе примечательный. Однако завершившуюся реставрацию этого памятника стоит рассмотреть и как пример внимательнейшего отношения к тем самым мелочам. Впрочем, таковыми они могут показаться лишь на первый и несведущий взгляд. На самом же деле их роль в формировании исторической достоверности объекта бывает неоценима.

    Одним из участников работ выступил коллектив ООО «Гребенюк». Эта мастерская в своей реставрационной практике занимается исключительно интерьерными деталями, специализируясь на драпировках окон и мебели, изготовлении басонных изделий.

    Воссозданный ламбрекен
    в кабинете Александра II
    Елена Буцыкина, директор ООО «Гребе­нюк»:
    — Сложность работы, исходя из специфики, присущей такому музею, как «Петергоф», заключалась в необходимости не только воссоздать исторически достоверные изделия, но и скорректировать это с учетом их современной эксплуатационной нагрузки. Драпировки на окнах, к примеру, здесь не только играют роль экспонатов, но и выполняют свою непосредственную функцию защиты помещения от солнечного света. Другой пример: мы два года работали над накатной шторой из Столовой. При ширине на весь оконный проем 2,87 м и высоте 3,80 м она должна была скручиваться в рулон. Исторически это делалось один раз в год, то есть на лето штору поднимали, на зиму опускали.

    Традиционно от выгорания мебель и картины защищали уличные маркизы и тенты из плотной хлопчатобумажной ткани, расположенные на каждом окне. В условиях же работающей экспозиции музея штору придется поднимать и опускать ежедневно. Старый принцип работы накатной шторы не подходил, так как управляться с ним в одиночку стоило больших трудов даже физически сильному мужчине...

    Тент над Березовым мостиком
    Есть задача? Значит, следует искать ее техническое решение. Специалисты мастерской разработали специальный латунный редуктор, который будет стоять на откосе проема, особо не прячась от взоров экскурсантов, но и не диссонируя с интерьером. Похожая ситуация возникла и с тентами. На первом этапе их было воссоздано два — над березовым мостиком и над верандой — и оба они представляли собой хлопчатобумажные полотнища, которые в прошлом приколачивали гвоздями к деревянным рамам. На сезон их устанавливали, за лето они ветшали под воздействием солнца, дождя и ветра, на следующий сезон шили уже новые маркизы и тенты. Понятно, что теперь такой вариант неприемлем по тем же соображениям функциональности. Возникла идея взамен гвоздей в качестве надежного и легкосъемного крепежа использовать люверсы и петли, а вместо хлопкового тика — специальную современную ткань для изделий уличного назначения, имитирующую внешне мягкий хлопок.

    Вместе с тем, самый большой объем работ по Фермерскому дворцу был для ООО «Гребенюк» связан с разработкой конструкций и подбором материала для драпировок. В уборной и спальне императрицы на них пошла та же ткань, которой двумя годами раньше были обиты стены. За это время признаков выгорания цветов не появилось, что лишний раз убедило в правильности выбора технологии изготовления. А вот при воссоздании басонных изделий, кистей и аграманта пришлось столкнуться с большим количеством интересных деталей...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА