Олег Самарин
ДОСТОВЕРНОСТЬ
СО «ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ»
Одна из ключевых фигур архитектуры XX столетия, Мис Ван дер Роэ, сформулировал свое кредо образно и лаконично: «Бог — в деталях». Фраза стала крылатой, но суть ее по-прежнему открывается не всем. Для кого-то понятие «деталь» продолжает оставаться в одном семантическом ряду с такими словами, как «мелочь», «пустяк»… Вряд ли им удастся овладеть подлинным мастерством, и это касается абсолютно любой сферы, не только архитектурной.
|
Терраса Фермерского дворца
|
В июне для посетителей Петергофа открылся Фермерский дворец — летняя резиденция императора Александра II, сохраненная на территории нынешнего музея-заповедника. Событие долгожданное, и факт сам по себе примечательный. Однако завершившуюся реставрацию этого памятника стоит рассмотреть и как пример внимательнейшего отношения к тем самым мелочам. Впрочем, таковыми они могут показаться лишь на первый и несведущий взгляд. На самом же деле их роль в формировании исторической достоверности объекта бывает неоценима.
Одним из участников работ выступил коллектив ООО «Гребенюк». Эта мастерская в своей реставрационной практике занимается исключительно интерьерными деталями, специализируясь на драпировках окон и мебели, изготовлении басонных изделий.
|
Воссозданный ламбрекен в кабинете Александра II
|
Елена Буцыкина, директор ООО «Гребенюк»:
— Сложность работы, исходя из специфики, присущей такому музею, как «Петергоф», заключалась в необходимости не только воссоздать исторически достоверные изделия, но и скорректировать это с учетом их современной эксплуатационной нагрузки. Драпировки на окнах, к примеру, здесь не только играют роль экспонатов, но и выполняют свою непосредственную функцию защиты помещения от солнечного света. Другой пример: мы два года работали над накатной шторой из Столовой. При ширине на весь оконный проем 2,87 м и высоте 3,80 м она должна была скручиваться в рулон. Исторически это делалось один раз в год, то есть на лето штору поднимали, на зиму опускали.
Традиционно от выгорания мебель и картины защищали уличные маркизы и тенты из плотной хлопчатобумажной ткани, расположенные на каждом окне. В условиях же работающей экспозиции музея штору придется поднимать и опускать ежедневно. Старый принцип работы накатной шторы не подходил, так как управляться с ним в одиночку стоило больших трудов даже физически сильному мужчине...
|
Тент над Березовым мостиком
|
Есть задача? Значит, следует искать ее техническое решение. Специалисты мастерской разработали специальный латунный редуктор, который будет стоять на откосе проема, особо не прячась от взоров экскурсантов, но и не диссонируя с интерьером. Похожая ситуация возникла и с тентами. На первом этапе их было воссоздано два — над березовым мостиком и над верандой — и оба они представляли собой хлопчатобумажные полотнища, которые в прошлом приколачивали гвоздями к деревянным рамам. На сезон их устанавливали, за лето они ветшали под воздействием солнца, дождя и ветра, на следующий сезон шили уже новые маркизы и тенты. Понятно, что теперь такой вариант неприемлем по тем же соображениям функциональности. Возникла идея взамен гвоздей в качестве надежного и легкосъемного крепежа использовать люверсы и петли, а вместо хлопкового тика — специальную современную ткань для изделий уличного назначения, имитирующую внешне мягкий хлопок.
Вместе с тем, самый большой объем работ по Фермерскому дворцу был для ООО «Гребенюк» связан с разработкой конструкций и подбором материала для драпировок. В уборной и спальне императрицы на них пошла та же ткань, которой двумя годами раньше были обиты стены. За это время признаков выгорания цветов не появилось, что лишний раз убедило в правильности выбора технологии изготовления. А вот при воссоздании басонных изделий, кистей и аграманта пришлось столкнуться с большим количеством интересных деталей...
Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010
К СОДЕРЖАНИЮ