Феликс Романовский Виталий ЗЕНЦОВ,
заместитель председателя 
КГА Санкт-Петербурга


СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Санкт-Петербург исполняет роль транспортного моста между Россией и Западом, являясь связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и СНГ. Через город проходит девятый интермодальный транспортный коридор, в регионе имеются мощные портовые комплексы, развитая сеть воздушных сообщений и железных дорог.
Но для превращения его в конкурентоспособный транспортный центр мирового значения необходимо развивать дорожно-транспортную инфраструктуру в соответствии с ростом объема движения. Сегодня она испытывает немалую нагрузку от внутренних и внешних автомобильных потоков .
В городе состоит на учете более 1 млн. автотранспортных средств, из них не менее 60% эксплуатируются. За период с 1992 по 1997 гг. уровень автомобилизации возрос более чем в два раза (с 75 до 160 автомобилей на тысячу жителей), и к 2005 году достигнет 250-300.
Суммарный среднесуточный поток входящего транспорта составляет 180 тыс. автомобилей, из которых около - грузовые, 10-15% автомобилей
общего транспортного потока следуют транзитом через центр Санкт-Петербурга. По прогнозам специалистов, суммарный транспортный поток на въездах в город возрастет к 2015 г. в среднем в 2, 1 раза, что, естественно, увеличит нагрузку на улично-до-рожную сеть.
В этой ситуации обеспечить нормальные условия движения можно, лишь развивая улично-дорожную сеть, повышая ее потребительские качества, совершенствуя организацию дорожного движения.
Поэтому губернатор и правительство города уделяют большое внимание транспортному строительству, реконструкции, благоустройству и оборудованию улично-дорожной сети и прилегающих городских территорий. Объекты определяются на основе системного подхода и значимости того или иного элемента транспортной инфраструктуры.
Приведу конкретные примеры из сегодняшней программы:
- Начато строительство первого участка Кольцевой автомобильной дороги (КАД) от станции Горская до Приозерского шоссе, готовится документация по второму участку от станции «Бронка» до Таллинского
шоссе. Кольцевая автомобильная дорога обеспечит благоприятные условия движения транзитного транспорта и соединит важнейшие направления входящих в город автомобильных дорог, что приведет к снижению транспортных потоков и уменьшению нагрузки на магистралях внутри города.
- Разрабатывается проектная документация для магистрали нового поколения - Западного скоростного диаметра, который соединит периферийные районы города с центрами деловой активности и мощными транспортными узлами (морским портом, аэропортом «Пулково» и т.д.). Это позволит создать современную интермодальную систему перевозок, обеспечивающую оптимизацию технологических процессов работы различных видов транспорта, повысит надежность и эффективность обслуживания транспортных потоков.
- В феврале 1999 г. завершается разработка опорной системы дорог непрерывного движения и скоростных.
- Идет сооружение Ушаковской набережной и одноименной развязки, строительство проезжей части ул. Савушкина с реорганизацией движения по Приморскому шоссе на выезде из города. Все это завершит формирование правобережной набережной Невы в магистраль непрерывного движения на всем протяжении.
- Подготовлено технико-экономическое обоснование строительства магистралей с новыми мостовыми переходами через Неву.
- Пробивка Индустриального проспекта завершит формирование Центральной дуговой магистрали (ЦДМ), а сооружение путепровода по пр. Энергетиков, реконструкция наб. Обводного канала существенно продвигают реализацию системы Внутренней дуговой магистрали (ВДМ). Обе эти магистрали будут иметь общегородское значение и обеспечат связь между районами Санкт-Петербурга и помогут перераспределить автомобильные потоки на подходах к центру - отведут грузовой и транзитный транспорт.
- Завершено устройство левобережной развязки Большеохтинского моста; идет строительство Смольной набережной; начата реконструкция Синопской набережной и прилегающей территории; ведутся проработки решений по устройству новой городской набережной - Обуховской. Все эти проекты должны завершить формирование левобережной магистрали непрерывного движения от Рыбацкого пр. до Английской набережной и левобережного речного фасада города.
- Путепровод через Сестрорецкую железнодорожную линию, а также строительство и реконструкция дорог в районе новой станции метро «Старая
деревня» улучшат транспортную ситуацию на северо-западе Приморского района.
- Реализуется программа строительства и реконструкции дорог, обслуживающих портовые районы города, проекты въездных сервисных зон Санкт-Петербурга (обустраиваются и благоустраиваются территории, прилегающие к семи основным входным магистралям: Приморскому, Выборгс-кому, Мурманскому, Московскому, Киевскому, Таллинскому и Пулковскому шоссе).
Трудно переоценить значение всех этих проектов для нашего города.
Но, учитывая недостаточные объемы финансирования, одним из направлений привлечения негосударственных инвестиций в дорожный комплекс мы считаем создание платных дорог. Сейчас разрабатываются предложения по формированию системы платных скоростных автомагистралей, соответствующих международным требованиям и обеспечивающих безопасность движения, готовятся правовые акты по их устройству.
Что касается центра Санкт-Петербурга, здесь тоже разрабатываются и реализуются масштабные по своей значимости и объемам проекты. Реконструируются Адмиралтейский и Невский проспекты, Дворцовый проезд, площадь Труда с первым в городе полифункциональным подземным пространством, Биржевая площадь, Малая Конюшенная улица, организуется торговая зона между ул. Ефимова и Московским пр., набережная Мойки, Леш-туков мост и др.
Разрабатываются проекты реконструкции Большой Конюшенной ул. и одноименной площади, Суворовской пл., Садовой пл. Завершены проекты реконструкции зоны Сенной пл. и многое другое.
Все проекты отличает высокое качество решений и исполнения - таково мнение экспертов и зарубежных специалистов.
Закончена разработка адресной программы формирования территорий завершенного благоустройства с преимущественно пешеходным движением и повышенным уровнем сервисного обслуживания населения. Завершенность, комплексность и качество -именно в результате такого подхода в городе есть и будут появляться не просто благоустроенные территории, а качественная новая среда обитания .
Конечно, для повышения конкурентоспособности и надежности петербургского транспортного узла предстоит большая работа. Однако, реализация приоритетных проектов позволит занять Санкт-Петербургу достойное место на мировом рынке транспортных услуг, улучшить социально-экономическую ситуацию и создать рабочие места.
Сегодня мы с полным основанием можем сказать, что, несмотря на нехватку средств, эффективность до-рожно-транспортного строительства в городе повышается именно в силу системного подхода и тщательного выбора приоритетных целей и проектов .

Завершение формирования Центральной дуговой магистрали (ЦДМ):
Транспортная развязка на продолжении Российского пр. с ж/д путями станции «Заневский пост» - 1.
Продолжение Индустриального пр. от шоссе Революции до Шафировского пр. - 2.
Путепровод через ж/д пути Ириновского направления на продолжении Индустриального пр. - 3.
(Пункты 2, 3 - завершение участка ЦДМ, обеспечивающее полное включение магистрали в транспортную сеть города).
Завершение формирования Внутренней дуговой магистрали (ВДМ):
Набережная Обводного канала (южная) от Атаманского моста до пр. Обуховской Обороны с мостами через Французский ковш - 4.
Реконструкция ж/д мостов через Обводный канал на Витебском и Московском направлении - 5, 6.
Путепровод по пр. Энергетиков через ж/д пути станции «Охта-Товарная» - 7.
Новый участок магистрали ВДМ от наб. Адмирала Лазарева до наб. Макарова В.О. с мостовыми переходами
через р. Ждановку и Малую Неву - 8.
Продолжение Аптекарской набережной от Кантемировского моста до Песочной набережной - 9.
Формирование системы набережных:
Продолжение наб. Макарова от р. Смоленки до Наличной ул. с мостом через р. Смоленку - 10.
Продолжение Мытнинской наб. от Биржевого моста до Тучкова моста - 11.
Завершение строительства Смольной набережной от Большеохтинского моста до наб. Робеспьера - 12.
Строительство основных магистральных направлений и межрайонных связей:
Продолжение пр. Энергетиков от Заневского пр. до ул. Коллонтай с мостом через р. Оккервиль - 13.
Мостовой переход через р. Неву в створе ул. Коллонтай - 14.
Продолжение до ул. Маршала Блюхера - 15.
Продолжение пр. Энгельса с путепроводом через ж/д пути ст. Парголово до примыкания к КАД - 16.
Продолжение Богатырского пр. от Коломяжского пр. до пр. Испытателей - завершение формирования Богатырского пр. - 17.
Продолжение Комендантского пр. (магистраль N 11) от Богатырского пр. до пр. Испытателей - 18.
Продолжение Шафировского пр. от Рябовского шоссе со строительством моста через р. Большая Охта - 19.
Продолжение пр. Маршала Блюхера от пр. Мечникова до пр. Науки в створе ул. Карпинского со строительством
путепровода через ж/д пути перегона ст. Пискаревка - ст. Кушелевка - 20.
Продолжение Кондратьевского пр.' от пр. Мечникова до пр. Науки в створе ул. Карпинского со строительством
путепровода через ж/д пути перегона Пискарёвка-Кушелевка - 21.
Магистраль 34 (от пр. Энгельса до ул. Долгоозерной) со строительством путепровода через ж/д пути Выборгского направления - 22.
Продолжение Богатырского пр. от ул. Яхтенной до ул. Гаккелевской - завершение формирования ЦДМ и ее подключение к ЗСД - 23.
Продолжение ул. Благодатной (от ул. Кубинской до ул. Автовской) со строительством двух путепроводов
через ж/д пути ст. Броневая и ст. Нарвская - 24.
Продолжение Новоизмайловского пр. (от ул. Благодатной и до наб. Обводного канала) с путепроводом
через ж/д пути Балтийского хода - 25.
Дунайский пр. от Софийской ул. до ул. Грибакиных с транспортной развязкой с ж/д путями станции Обухове
- создание общегородской широтной связи южных районов города - 26.
Транспортная развязка на пересечении Дунайского пр. с Витебским пр. и ж/д линией Витебского направления - 27.
Продолжение Витебского пр. (от Дунайского пр. до Московского шоссе) с реконструкцией путепроводной развязки в Шушарах - 28.
Продолжение Софийской ул. с выходом на Московское шоссе со строительством транспортной развязки
через ж/д пути Южного ж/д полукольца - организация грузового движения, минуя жилую застройку, в южной части города - 29.
Строительство дороги на г. Колпино через нежилую зону Металлострой с транспортной развязкой через ж/д пути станции
Рыбацкое - 30.
Продолжение Бухарестской ул. с выходом на Литовский пр. - 31.
Глухоозерское шоссе (от наб. Обводного канала до Б.Смоленского пр.) со строительством двух путепроводов
через ж/д пути Московского направления - 32.
Продолжение ул. Бела Куна до ул. Седова с реконструкцией существующего Цимбалинского путепровода - 33.
Транспортная развязка на пересечении Ушаковской наб. с ул. Академика Крылова с подземным пешеходным
переходом у ст. метро Черная речка - 34.
Транспортная развязка на пересечении пр. Стачек с ж/д путями ст. Автово - 35.
Транспортная развязка на ул. Краснопутиловской с ж/д путями ст. Автово - 36.
Транспортная развязка на пересечении ул. Бассейной с ж/д путями Витебского направления - 37.
Продолжение ул. Димитрова (от Софийской ул. до Бухарестской ул.) - 38.
Завершение строительства путепровода в створе магистрали 16 через ж/д пути Сестрорецкого направления - 39.
Транспортная развязка по Коломяжскому пр. с ж/д путями Сестрорецкого направления - 40.
Строительство продолжения пр. Народного Ополчения до Бассейной ул. с путепроводом
через ж/д линию Балтийского направления - 41.
Строительство дорог для морского порта:
Продолжение ул. Морской Пехоты от пр. Маршала Жукова до пр. Кузнецова - 42.
Реконструкция дороги в Угольную гавань (от пр. Маршала Жукова до территории порта) - 43.
Реконструкция дороги на Турухтанные острова (от пр. Маршала Жукова до территории порта) - 44.
Продолжение Шотландского шоссе до ул. Калинина со строительством мостов через р. Екатерингофку и р. Таракановку - 45.
Продолжение Двинской ул. - 46.
Набережная правого берега р. Екатерингофки - 47.
Продолжение Гапсальской ул. до северной набережной Обводного канала со строительством моста через р. Екатерингофку - 48.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>