Владимир Ловкачев,
 директор и главный архитектор института "Торгпроект"


СУДЬБА "СЕННОЙ": ЛОГИКА ИСТОРИЗМА И ПРАГМАТИЗМА РАЗВИТИЯ


Сенная площадь и соседние с ней территории - звенья исторически сложившейся системы торговых зон центра Санкт-Петербурга (Гостиный Двор, Апраксин и Щукин дворы, а также Сенной, Мучной, Никольский и Троицкий рынки). Вся эта система, главным планировочным узлом которой была и остается Сенная площадь, находится сейчас в стадии реконструкции и возрождения. Стечение обстоятельств исторического и современного развития такого градостроительного узла диктуют особый подход к строительству объектов на Сенной площади, который заключается в их комплексном освоении.
Градостроительная "ткань" этого центра тесно переплелась своими историческими и социальными связями, поэтому "штучный" подход к реализации отдельных объектов на этом месте будет неэффективен или приведет к ущербным решениям.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
К середине XVIII века городская черта Петербурга едва достигала реки Фонтанки. К этому же периоду относится и появление Садовой улицы, построенной согласно Указу императрицы Анны Иооновны и по докладу Комиссии строений от 20 августа 1739г. Вероятно, в эти же годы богатейший землевладелец Яковлев Савва Яковлевич (коллежский асессор родом из Осташкова Тверской губернии, владелец железных рудников на Урале и откупщик всех российских таможен при Петре III) приобрел в собственность и "тыном огради" громадный участок земли между Садовой улицей, рекой Фонтанкой, Гороховой улицей и Обуховским (ныне Московским) проспектом. Здесь в 1766г. он построил себе дачу по проекту арх. Б, Растрелли, большой жилой дом и каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь была заложена летом 1753г., строилась 12 лет до 1765г. и два столетия потом была главной эстетической и градостроительной доминантой в панораме Сенной площади. Два века ее застройка формировалась так, что именно участок С.Яковлева претерпевает сейчас самые серьезные градостроительные, объемно-пространственные и социальные изменения. О них и говорится далее в изложении концепции развития Сенной площади, предлагаемой институтом "Торгпроект" и бюро Генплана КГА.
ПЕРВОЕ. Исторически сложившаяся инфраструктура в районе Сенной площади прочно закрепило за ней торговую функцию. За 10 лет, с 1987г. по 1997г., на Сенной площади число объектов торговли возросло до 670. Открывшийся после реконструкции в 1998г. "Сенной рынок" (000 "Коммерческий центр "Питер", проект института "Торг-проект") площадью более 10000 кв. метров взял на себя часть объемов продаж. Однако число объектов уличной торговли после этого не уменьшилось - спрос диктует рост объема предложений. Сама жизнь подталкивает к решению - переселить стихийную торговлю в капитальные сооружения (используя имеющиеся участки с отжившими свой век, ветхими постройками) и заодно предусмотреть перспективы развития социальной инфраструктуры: объектов общественного питания, бытового и медицинского обслуживания, досуга, выставочные комплексы, гостиницы. Концепция предлагает разделить площадь на ряд многофункциональных зон (с доминированием той или иной функции), рассматривая это решение как универсальное, рассчитанное на последующее комплексное экономическое и социальное развитие этой части города.
ВТОРОЕ. Потеря храма Успения в 1961г. нанесло большой урон не только композиционной целостности площади, но и объемно-пространственной композиции сомой Садовой улицы, с ее системой высотных акцентов, поэтому планируется поэтапно восстановить сначала колокольню, а затем и сому церковь. Финансирование этих работ планируется за счет средств инвесторов, получивших лот на прилегающие к площади территории.
ТРЕТЬЕ. Сенная площадь была и будет важным звеном в транспортной сети города. До середины 80-х годов автобусы, трамваи и троллейбусы поддерживали ее транспортные связи меридионального и широтного направлений. Однако в ходе строительства шахты и строительной базы Метростроя Сенная площадь утратила ведущую роль в системе наземного транспорта.
Сейчас пассажирооборот в зоне площади составляет более 100 тыс. пассажиров в сутки. Градостроительные решения по развитию этой части города учитывают дальнейший рост интенсивности пассажиропотока. Здесь пройдет, в частности, новая линия метрополитена - Фрунзенская. Необходимо обеспечить статус площади кок транспортно-пешеходного центра. Для этого институтом предлагается новая концепция площади -сода с большой площадью зеленых насаждений на развитых тротуарах, территориях и островах безопасности, выделение частей площади, свободных от движения транзитного транспорта, организация но них наземных стоянок автотранспорта с зонами летних кафе и торговых киосков, что сделает площадь более уютной и удобной для человека.
Включение Сенной площади в острова зеленых насаждений вдоль Садовой улицы -от Коломны до Марсова поля - поможет частично вернуть ей историческое назначение. А сама площадь стонет более уютной и удобной для человека.
ЧЕТВЕРТОЕ. Последние трагические события, связанные с обрушением козырька наземного павильона станции метро "Сенная площадь", и ряд мер, принятых после этого правительством города и лично губернатором, диктуют комплекс проектных и строительных решений, на реализацию которых дано 1-2 года.
В перспективе здесь будет третий вестибюль станции метрополитена - "Сенная-П". Изучаются два варианта его расположения -в восточной части площади и в юго-западной, во дворе дома на углу Московского пр. Квартал с существующим наземным вестибюлем должен быть передан инвесторам под строительство многофункционального центра с завершением робот в 2000-2001 гг.
На основе решения Координационного совета по развитию и реконструкции Сенной площади (созданного по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга) к маю 2000г. но площади останется стройплощадка шахты 520-бис в южной ее части до завершения строительства станции "Сенная-11". Таким образом, до окончания работ по реконструкции Демидова моста через канал Грибоедова площадь станет практически полноценным транспортным узлом.

ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС "СЕННАЯ", II ОЧЕРЕДЬ
По предложениям института "Торг-проект" улица Ефимова, соединяющая набережную реки Фонтанки и Сенную площадь, превращается в важную пешеходную магистраль, обслуживающую объекты 11-ой очереди торгового комплекса "Сенная" и многофункционального комплекса у восстанавливаемого собора.
Торговый комплекс "Сенная" имеет вход со стороны пешеходной зоны с двумя направлениями движения - к Сенной площади и к пассажам - комплексу "Апраксин двор" по внутриквартальным проходом.
В зоне улицы Ефимова предусматриваются въезды в подземные гаражи многофункционального комплекса, встроенные стоянки торгового комплекса "Сенная" и многоэтажный гараж - стоянку в районе телефонной станции. Всего возможно разместить на этих стоянках более 1500 маши-номест. Предусмотрены площадки для парковки автотранспорта в северной и западной частях площади для доступа к объектом торговли и обслуживания, расположенным по периферии площади.
Для безопасности пешеходов предлагается устройство автономных подземны" переходов через Содовую улицу в запад' ной и восточной частях площади.
Помимо этого, для возрождения гра' достроительной, архитектурной и социаль' ной значимости Сенной площади и приле' гающих зон в бюро Генплана КГА розро' ботаны планы развития каждого из кварта лов вокруг Сенной площади и выходящи) на нее улиц.
В завершение отметим, что в исход ной градостроительной инженерной доку ментации донного проекта, разработан ного в 1999г. силами бюро Генплана КГА предусмотрены возможные сроки его реа лизации в 1999-2000гг., проделана боль шая работа по заявкам на инженерные сети и решению иных задач этого района Все это можно реализовать по разделам Плана-программы финансирования инже мерной подготовки реконструкции истори ческого центра Санкт-Петербурга с при влечением средств МБРР, что заметно сни зит финансовое бремя инвесторов и горо да на реконструкцию Сенной площади.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>