Архитекторы об архитекторах Ленинград петербург ХХ век ОАО «Иван Федоров» С.-Петербург 1999, 568 с. Составитель Ю.И.Курбатов, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры

Георгий Кельх,
доцент кафедры Истории и
теории Архитектуры СПб ГАСУ,
член комиссии по архитектурно-
историческому наследию СПб САР
ЗАЗЕРКАЛЬЕ
АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЦЕССА

В ряду изданий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, особое место занимает вышедшая в августе из печати книга-сборник «Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург ХХ век» представляющий достаточно редкий в архитектуроведческой литературе жанр мемуара, жанр, которому, надеюсь, будет удивлено внимание читателей, так как он по-своему приближает нас к пониманию субъективного в творчестве зодчего, без чего нельзя полноценно объяснить созданное им.

Здесь стоит привести мысль И.А.Фомина, отмечавшего - интерес представляют не только созданные архитектурные объекты, но и эскизы, наброски, предварительные (черновые) материалы, раскрывающие процесс развития архитектурной мысли. Скорей всего, именно этот пласт творчества почти не представлен в наших государственных архивах, и только домашние, личные архивы, то, что храниться для себя, «рисуется в стол», способны прояснить, объективизировать наши представления о минувшем.

«Главная цель издания представить не только результат творческой деятельности, сколько ее процесс и ту среду, в которой протекали эти процессы» - пишет в предисловии к книге ее составитель Ю.И.Курбатов. По сути, это новый подход к изучению архитектуры города, особенно если учесть, что речь идет о ХХ веке. В воспоминаниях архитекторов о своих учителях, друзьях и коллегах высвечиваются новые грани важных реально происходивших процессов, раскрываются причины их породившие. Это расширяет и углубляет наши познания об истории архитектуры советского времени, подводит к пониманию основ саморазвития формообразования, логики генезиса профессии, давая представления о действительном взаимоотношении архитектуры и государства, о внешних и внутренних формах диалога творца и общества.

На эти и другие мысли наводят материалы сборника. Хочется сразу предостеречь читателя от соблазна выборочного чтения, что допускает структура издания. В сборнике принят хронологический принцип расположения материала. Акцент ставится на преемственности поколений. Иными словами, важно явление личности, история ее развития. Архитектуру делают люди, а не одни «гиганты». Дело более отдаленной исторической перспективы - определить взаимосвязь и место каждого. Только читая страницу за страницей, очерк за очерком, можно постепенно раскрыть эпическую панораму развития архитектурной школы Ленинграда, духовную преемственность в творчестве поколений архитекторов, стержень которой - осознание необходимости сохранения художественных традиций города, самого духа того, что Анциферов назвал «душой Петербурга». Этот лейтмотив звучит в творческих судьбах архитекторов, как бы не отличались их жизненные пути. Возникает ощущение единого потока ленинградской архитектуры, характерная черта которой - высокий профессионализм художественной культуры.

Мемуарные очерки сборника написаны ярким живым языком, и то, что в нем зачастую контрастно соседствуют аналитичные, взвешенные исследования и полные лиризма и личностного отношения воспоминания только усиливает общее впечатление: дух сборника - искренность и профессиональная заинтересованность соавторов. Они дают нам портреты изумительных людей, романтиков, глубоко преданных своему делу, чье индивидуальное творческое мироощущение само по себе является непреходящей ценностью истории.

36 очерков - 36 судеб. В общем-то немного. В какой-то момент чтения возникают чувства сопричастности, эффект присутствия, ощущение слитности с общеисторическим процессом. Это очерки не только об архитектуре, они о жизни, и картины чужого быта уже воспринимаются словно свое давнее и недавнее прошлое. Невозможно с холодным сердцем читать о драматических перипетиях в жизни ленинградской художественной интеллигенции 30-50-х гг., о войне и блокаде. Поражают удивительное жизнелюбие героев книги, их душевная глубина, интеллигентность и артистичность, многогранность дарований, творческая активность, вера в Россию.

Иногда об одних и тех же событиях авторы в силу личностного отношения пишут по-разному. И в этом тоже есть определенный позитив: различие ракурсов создает объем. Возможно, авторские оценки ряда людей и событий кому-то покажутся спорными, или вызовут чье-то несогласие, но как говорят на Востоке «правд много, а истина одна», и истину эту определит время. Здесь же привлекают эмоциональность и отсутствие какой-либо цензуры, «объективность» которой десятилетиями нивелировала индивидуальности: наконец-то можно прочесть живое слово, исполненное подлинного, неотретушированного чувства. Собственно, мы получили как бы удвоение персоналий, ибо каждый очерк - амальгама автора и героя, отчего содержательная сторона повествования только выиграла. И в этом, явно, проявилась установка составителя - не стирать авторскую индивидуальность.

Моя память тоже хранит бесценные впечатления от общения с такими архитекторами как: А.М.Соколов, Н.Ф.Хомутецкий, С.И.Евдокимов, И.В.Барсова, Л.М.Хидекель, Я.О.Свирский, В.И.Пилявский. это Учителя, их невозможно забыть. Читать, узнавать о них что-то новое было для меня очень волнительно.

Чрезвычайно ценным представляется раскрытие в ряде очерков творческого метода мастера, особенностей его психологии и психологии архитектурного творчества в целом, показ процесса развития идеи автора, методов и подходов ее претворения в жизнь. Это интереснейший момент содержания книги, ценный как для исследователей творчества того или иного мастера и архитекторов-практиков, так и для современного студенчества, стоящего перед выбором художественных и нравственных ориентиров.

По объему информации, данное, без малого 600 - страничное издание можно сопоставить, в известном смысле, со знаменитыми ежегодниками ЛОССА, издававшимися до войны. Существенный профит справочного блока - наличие в каждом очерке перечня творческих работ архитектора, что представляет самостоятельную ценность. Добавим, что книга издана на высоком полиграфическом уровне, имеет оригинальный дизайн и достойно продолжает серию изданий об архитекторах и архитектуре Петербурга - Петрограда - Ленинграда.

В заключении хочется привести цитату из очерка В.Л.Руже о Н.Ф.Хомутецком: «Еще не перекинут «мост» от начала в конец века, но уже возникают признаки эволюции: в ценообразовании земли, моделях «доходного жилища», экономики рынка, в возрождении глубоких противоречий между рынком и интересами градостроения. Стало очевидным и другое: необходимость преодоления стереотипов архитектурного сознания, унаследованных от эпохи глобальной типизации и «социальных стандартов».

При всех очевидных достоинства этой книги, многие известные архитекторы прошлого не упомянуты в ней. Это объяснимо: во-первых, ряд из них, оставив о себе память в своих творениях, не сохранили себя в эпистолярии и мемуаристике, а те, кто их знал и помнил, уже покинули этот мир; во-вторых, рассказать о близком тебе человеке всегда сложно - это работа души и сердца, ее не сделаешь на заказ; т, наконец, в-третьих, нельзя объять необъятное, невозможно в одной книге, рассказать обо всех зодчих, сделавших наш город таким, каким мы его знаем и любим. Позволю себе выразить надежду, что Ю.И. Курбатов, задумавший и организовавший реализацию этого проекта, продолжит его и что к 300-летию Петербурга будет выпущен, как минимум, еще один выпуск сборника «Архитекторы об архитекторах», и что тираж этой новой книги будет не 1000 экземпляров, а существенно больше.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>