ДОРОГИ В XXI ВЕК

ПОЕДЕМ
НАД ЗЕМЛЕЙ

Сегодня каждый петербуржец может со всей определенностью сказать: городской пассажирский транспорт «тяжело болен». Метро городу не по карману; трамваи бьют по ушам, сотрясают здания и едва ли не ежедневно баррикадируют дороги; троллейбусы шире улиц, по которым они еле-еле ползут; автобусы то и дело напоминают о газовых атаках времен 1-ой мировой, тогда как усталые и угрюмые люди ждут их часами как манну небесную. Что же делать?…

Хотите - верьте, хотите - нет, но лет этак через пять (а быть может, и к 300-летию Санкт-Петербурга?) Дачное или Купчино уподобятся комфортным окраинам Парижа, Хьюстона или Тайбэя. Случится это превращение с появлением в северной столице надземной эстакады, по которой побегут бесшумные, автоматически управляемые экспрессы. И никакой маниловщины здесь нет, потому что…

В мае 1999 года институт «Ленпромтранспроект» закончил разработку бизнес-плана проекта нового (в России) вида пассажирского транспорта (далее - НВПТ); тогда же была намечена и утверждена первоочередная трасса: проспект Ветеранов - Обухово. Для трассы были разработаны конструкции эстакады и верхнего строения пути, спроектированы служебно-технические здания и системы инженерного обеспечения, определены пассажиропотоки, составлена сметная документация.

Что же это такое?

Скорее всего, это нечто среднее между скоростным трамваем и вынырнувшим из-под земли поездом метро. Выглядит этот метротрамвай так: длина - 28 метров, ширина - 2,5м, высота - 3,5 м. Поначалу несколько двухвагонных составов закупаются у инофирмы, затем - для второй части вагонов - закупаются комплектующие, а сборка производится на отечественных предприятиях. После освоения всего технологического цикла вагоны собираются из своих комплектующих на питерских заводах.

Облегченный (алюминиевый) состав управляется дистанционно - посредством видеокамер диспетчер следит за происходящим в вагонах и на трассе. Если он видит торчащие из дверей ноги, сумки и тележки - блокирует движение; видит воришку, лезущего в карман пассажира, - вызывает милицию, так что наши конечности, авоськи и кошельки - в полной безопасности. Однако, поскольку кошельки наши чаще всего пусты, главное не в этом.

Главное преимущество НВПТ в том, что строительство и эксплуатация этого вида рельсового электротранспорта в десять раз экономичнее метрополитена и в 1,5 раза - трамвая, ибо не нужно здесь зарываться в землю или перекапывать ее и тормошить дышущие на ладан городские инженерные сети, не нужно из петербургских скверов и площадей создавать Сенную площадь, изуродованную метроархитектурой, не нужно на каждом углу ставить щиты «ОБЪЕЗД!», «ПРОЕЗД ЗАКРЫТ!», не нужно ежегодно латать разрушаемый трамваями асфальт, не нужно из-за постоянно ремонтирующихся эскалаторов создавать чудовищные давки в метро - как видите, наземная дорога не только экономичнее, но и экологичнее, то есть чище.

И еще: НВПТ - это работа для многих тысяч людей, строителей и эксплуатационщиков. Причем работа на многие годы: в Генплане развития Петербурга есть схема надземных трасс, которыми окольцован практически весь город. Большой интерес к этому проекту проявляют и в других городах России и СНГ - через несколько лет там тоже будут востребованы знающие и умелые руки и головы?

Изучив мировой опыт строительства надземных городских магистралей, посмотрев их «в натуре» во Франции, Америке, на Тайване, специалисты «Ленпромтранспорта» приняли решение:
    а) НВПТ должен работать в районах-новостройках, где транспортная проблема стоит наиболее остро;
    б) проводить трассу следует таким образом, чтобы она максимально «развязывала» пассажиропотоки наземного и подземного транспорта;
    в) не строить НВПТ в историческом центре по причине его (центра) уникальности.

Так родился проект, соединяющий станции метро «Проспект Ветеранов» - «Обухово»: двадцатикилометровая трасса с ее 15-тью станциями соединит три радиальные линии метро, три направления железной дороги, наконец, пять городских районов, разгрузив их улицы и ощутимо подняв качество жизни «красносельцев», «кировцев», «москвичей», «фрунзенцев» и «невчан». Они первыми вкусят удовольствие плавной (вибрация вагонов сведена к нулю) и бесшумной (звук «съедают» противошумные экраны, конструкции опор и верхнего строения пути) поездки над городом. Тут, естественно, встает вопрос: почем билетик?

По расчетам экономистов, стоимость проезда в НВПТ будет адекватна стоимости проезда в метро, но, поскольку данный проект - коммерческий, платить придется всем, разве что пенсионерам и миллиционерам помогут собес и МВД. Чтобы сохранять стоимость проезда на приемлемом для горожан уровне, находящуюся в зоне эстакады землю «заселят» торговые павильоны, автостоянки и бензозаправки; часть прибыли пойдет в помощь пассажирам.

В заключении надо сказать, что бизнес-план НВПТ был создан на основании распоряжений губернатора, что, кроме «Ленпромстройпроекта», в работе участвовали фирма «Инвестпроект», РНИИТМ, СПбГУПС, а также сотрудники Комитетов по экономике и промышленной политике и - транспорта, градостроительства и архитектуре. И еще надо сказать, что сообщение об окончании разработки бизнес-плана было заслушано на заседании Координационного Совета и на совещании у губернатора, что работа признана выполненной в полном объеме, что для города она имеет огромное социально-экономическое значение, что работа эта… до сих пор (с мая месяца с.г.) не оплачена до конца.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>