Заканчивается ХХ век. На пороге нового тысячелетия мы пытаемся осознать, чем же был уходящий век, в котором и мы сами жили, трудились, радовались и разочаровывались, пытались постигать истины. Противоречивость представлений о добре и зле, главном и второстепенном, размытость представлений о ценностях, революции и войны, природные катаклизмы, отрицание Бога и обретение Бога – все это ХХ век. Наверное, в этом он не отличается от других веков человечества, но это наш век, а потому – наша радость и наша боль. Ведь столь ничтожным представляются значение и возможности художника в почти апокалипсическом современном мире, где меняются и смешиваются представления о прекрасном и безобразном, где отрицание, распад, самовыражение провозглашаются основными достоинствами в искусстве. Время просеивает все, что создают люди. Что-то исчезает быстро, что-то живет в веках, переходя из рук в руки, от поколения к поколению. Неразрывно связанное с архитектурой монументальное искусство изначально предполагает достаточно долгую жизнь. Капризы моды ему вредны. Преобладание остро-стилистических решений в монументальном искусстве ведет к его быстрому устареванию, в значительной мере низводя его роль до декоративно-оформительской. Острота монументального искусства живет в силе устойчивого пластического и образного строя. Именно этим оно волнует зрителя и одухотворяет архитектуру. И именно эта опора на классические традиции, воспринятые и интерпретированные современным человеком, является отличительной чертой и основой творчества художников С. Репина, Н. Фомина, И. Уралова, В. Сухова – членов творческой группы «ФоРУС». В.А. Гусев, |
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный...
Анна Ахматова
Анатолий Дмитренко
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
РЕАЛЬНОСТИ
Одной из особенностей старого Петербурга является гармоничное сочетание архитектуры и монументального и декоративного искусства в общественных и жилых зданиях.
В течение 18-20 веков многочисленные храмы, дворцы, правительственные учреждения молодой российской столицы украшались скульптурой, росписями и мозаиками, витражами и гобеленами, картинами, создаваемыми специально для их художественного убранства.
Содружество четырех художников – С. Репина, В. Сухова, И. Уралова и Н. Фомина (начальные буквы фамилий которых образуют аббревиатуру «ФоРУС») в течение уже четверти века продолжает эту петербургскую традицию. Ими созданы мозаики, росписи, картины, архитектурно-художественные концепции более чем для двадцати объектов: памятников, общественных зданий, станций метрополитена. Характерной чертой совместного творчества является сочетание традиций искусства классического Петербурга с поиском современного художественного языка.
Совместная работа С. Репина, В. Сухова, И. Уралова , Н. Фомина в области монументального искусства тесно связана с личным творчеством каждого из них. Достаточно разные по темпераменту и устремлениям художники приносят в общую работу свои особенности, наполняют ее своими чувствами и талантом. В то же время, достижения совместного творчества обогащают произведения каждого, помогают лучше познать и оценить самого себя.
Становление художественного мышления Сергея Репина, Василия Сухова, Никиты Фомина, Ивана Уралова проходило в годы динамичного изменения идеалов в искусстве и частой смены деклараций и стилей. Трудно сохранять верность избранному пути, не обольщаясь и не плутая в хитросплетениях современных художественных лабиринтов. Лабиринтов, где истинные ценности часто подменяются мнимыми, где есть реальная опасность утратить духовную сущность и высокое предназначение искусства, в котором изначально человек ищет сопереживания своим чувствам. И от искусства он ждет не развлечения, но подтверждения глубины бытия, подтверждения тому простому факту, что его личное существование, приход в мир и уход из мира не бессмысленны.
Именно к этому и стремятся художники в своем творчестве, прославляя нравственность, красоту и гармонию, неизменно побеждающую зло в их произведениях. Достаточно разные по темпераментам, они связаны дружбой с детства. Эта дружба, как и совместная учеба в Средней художественной школе, в Академии Художеств и творческой мастерской под руководством А.А. Мыльникова, сделали естественным и их совместное творчество, длящееся уже более четверти века.
Пережив аскетизм и романтику шестидесятых, раскрепощенность самовыражения семидесятых, безграничность свободы формы и содержания следующих десятилетий, С. Репин, В. Сухов, И. Уралов и Н. Фомин шли и идут своим собственным путем, время от времени оглядываясь, возвращаясь к какой-то им одним известной и значительной точке, словно для того, чтобы укрепиться в собственной правоте и продолжить свой несуетливый путь.
Это путь по следам искусства предшествующих поколений. Путь по мостовым истории нежно любимого ими города, являющегося постоянным героем их произведений монументального искусства. Таковы мозаики «Блокада» и «Победа» монумента героическим защитникам Ленинграда, где резкие, будоражащие силуэты, внезапные, тревожные блики света и зловещие пятна тьмы, разрываемые вспышками взрывов и лучами прожекторов, рождают волнение и высокую гордость за тех, кто отстоял Ленинград в годы войны. Это росписи отеля «Астория» с ожившими миражами старого Петербурга. Это живописный полиптих «Музыка города» и мозаика «Гимн городу» в концертном зале отеля «Санкт-Петербург», живописная серия для конференц-залов гостиницы «Европа» и картина «Ночная музыка» в интерьере Невского палас-отеля, где оживает атмосфера знаменитых ансамблей и парадизов, тактично и конструктивно обыгрываемых с деталями городской архитектуры. Здесь господствуют в единстве статика и динамика, здесь соседствуют аллегории и реальности, а сама реальность романтически преображается. Здесь стилизация является художественным приемом, дающим образный результат в точном соответствии с законами монументального искусства и эстетическими взглядами авторов.
Несомненной удачей является строгая выверенная композиция природных мотивов станции метро «Озерки» и, конечно, станция метро «Достоевская». В архитектонике станции, ее оформлении не только ощущается отклик на слова Ф.М. Достоевского: «Самый фантастический город в мире», но и проникновение в самую суть его творчества. Идея пластического намека , взаимодействие светлого и темного, властно увлекающая в тревожное пространство перспектива, очевидно, - именно тот художественный прием, который необходим не только в формальном смысле, но являет собой борение двух начал в жизни города, его облике, судьбах героев писателя. В моем представлении, это одна из самых точных по своему образному строю станция, быть может наиболее петербургская.
Следует уделить особое внимание созданному в г. Зеленогорске (б. Териоки) надгробию воинам, павшим в 1939-40 годы. Лишенный привычной помпезности памятник идеально живет в природном пространстве парковой зоны и хранит вечный сон 300 воинов. Это один из немногих примеров достойного решения вечной для России темы - темы истинной и «государевой» цены человеческой жизни.
В контексте рассказа о монументальном искусстве С. Репина, В. Сухова, И. Уралова и Н. Фомина хочется вспомнить строки А. Блока: «О город мой неуловимый, зачем над бездной ты возник».
Эти черты города великой истории, города совершенных пропорций, города муз и высоких трудов художники утверждают, как главную тему своего совместного творчества, в котором автограф ровным счетом ничего не значит и единственным смыслом которого является служение.
«...Внешнее постоянство и спокойствие петербургских колоннад, скульптур, колорита северной природы обманчиво и призрачно, за ними скрывается постоянная борьба двух начал...» | |
«...Ирреальность идеального города во все эпохи служила сюжетом для художников...» | |
«...Петербург - притворщик. Он носит маски фасадов, как и его персонажи, играет на сценах прекрасных архитектурных ансамблей, площадей, парков и рек, за всем этим прячутся драматические коллизии жизни...» | |
«...Ясность городских пейзажей белой ночью, тревожащие душу города наводнения, торжественное движение невских вод оживают в звучании музыкальных инструментов города - театра...» |