Заканчивается ХХ век. На пороге нового тысячелетия мы пытаемся осознать, чем же был уходящий век, в котором и мы сами жили, трудились, радовались и разочаровывались, пытались постигать истины.

Противоречивость представлений о добре и зле, главном и второстепенном, размытость представлений о ценностях, революции и войны, природные катаклизмы, отрицание Бога и обретение Бога – все это ХХ век. Наверное, в этом он не отличается от других веков человечества, но это наш век, а потому – наша радость и наша боль.

Ведь столь ничтожным представляются значение и возможности художника в почти апокалипсическом современном мире, где меняются и смешиваются представления о прекрасном и безобразном, где отрицание, распад, самовыражение провозглашаются основными достоинствами в искусстве.

Время просеивает все, что создают люди. Что-то исчезает быстро, что-то живет в веках, переходя из рук в руки, от поколения к поколению.

Неразрывно связанное с архитектурой монументальное искусство изначально предполагает достаточно долгую жизнь. Капризы моды ему вредны. Преобладание остро-стилистических решений в монументальном искусстве ведет к его быстрому устареванию, в значительной мере низводя его роль до декоративно-оформительской.

Острота монументального искусства живет в силе устойчивого пластического и образного строя. Именно этим оно волнует зрителя и одухотворяет архитектуру.

И именно эта опора на классические традиции, воспринятые и интерпретированные современным человеком, является отличительной чертой и основой творчества художников С. Репина, Н. Фомина, И. Уралова, В. Сухова – членов творческой группы «ФоРУС».

В.А. Гусев,
директор Государственного
Русского Музея,
Член-корреспондент
Российской Академии Художеств


Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный...

Анна Ахматова


Анатолий Дмитренко
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
РЕАЛЬНОСТИ

Петербург Достоевского, мозаика станции метро «Достоевская», 1991г.
Галерея «Англетер»
Галерея «Англетер»
Архитектурная фантазия, 1995г.

Одной из особенностей старого Петербурга является гармоничное сочетание архитектуры и монументального и декоративного искусства в общественных и жилых зданиях.

В течение 18-20 веков многочисленные храмы, дворцы, правительственные учреждения молодой российской столицы украшались скульптурой, росписями и мозаиками, витражами и гобеленами, картинами, создаваемыми специально для их художественного убранства.

Содружество четырех художников – С. Репина, В. Сухова, И. Уралова и Н. Фомина (начальные буквы фамилий которых образуют аббревиатуру «ФоРУС») в течение уже четверти века продолжает эту петербургскую традицию. Ими созданы мозаики, росписи, картины, архитектурно-художественные концепции более чем для двадцати объектов: памятников, общественных зданий, станций метрополитена. Характерной чертой совместного творчества является сочетание традиций искусства классического Петербурга с поиском современного художественного языка.

Совместная работа С. Репина, В. Сухова, И. Уралова , Н. Фомина в области монументального искусства тесно связана с личным творчеством каждого из них. Достаточно разные по темпераменту и устремлениям художники приносят в общую работу свои особенности, наполняют ее своими чувствами и талантом. В то же время, достижения совместного творчества обогащают произведения каждого, помогают лучше познать и оценить самого себя.

Становление художественного мышления Сергея Репина, Василия Сухова, Никиты Фомина, Ивана Уралова проходило в годы динамичного изменения идеалов в искусстве и частой смены деклараций и стилей. Трудно сохранять верность избранному пути, не обольщаясь и не плутая в хитросплетениях современных художественных лабиринтов. Лабиринтов, где истинные ценности часто подменяются мнимыми, где есть реальная опасность утратить духовную сущность и высокое предназначение искусства, в котором изначально человек ищет сопереживания своим чувствам. И от искусства он ждет не развлечения, но подтверждения глубины бытия, подтверждения тому простому факту, что его личное существование, приход в мир и уход из мира не бессмысленны.

Именно к этому и стремятся художники в своем творчестве, прославляя нравственность, красоту и гармонию, неизменно побеждающую зло в их произведениях. Достаточно разные по темпераментам, они связаны дружбой с детства. Эта дружба, как и совместная учеба в Средней художественной школе, в Академии Художеств и творческой мастерской под руководством А.А. Мыльникова, сделали естественным и их совместное творчество, длящееся уже более четверти века.

Пережив аскетизм и романтику шестидесятых, раскрепощенность самовыражения семидесятых, безграничность свободы формы и содержания следующих десятилетий, С. Репин, В. Сухов, И. Уралов и Н. Фомин шли и идут своим собственным путем, время от времени оглядываясь, возвращаясь к какой-то им одним известной и значительной точке, словно для того, чтобы укрепиться в собственной правоте и продолжить свой несуетливый путь.

Музыка Города, живопись в фойе концертного зала «Санкт-Петербург», 1984г.

Это путь по следам искусства предшествующих поколений. Путь по мостовым истории нежно любимого ими города, являющегося постоянным героем их произведений монументального искусства. Таковы мозаики «Блокада» и «Победа» монумента героическим защитникам Ленинграда, где резкие, будоражащие силуэты, внезапные, тревожные блики света и зловещие пятна тьмы, разрываемые вспышками взрывов и лучами прожекторов, рождают волнение и высокую гордость за тех, кто отстоял Ленинград в годы войны. Это росписи отеля «Астория» с ожившими миражами старого Петербурга. Это живописный полиптих «Музыка города» и мозаика «Гимн городу» в концертном зале отеля «Санкт-Петербург», живописная серия для конференц-залов гостиницы «Европа» и картина «Ночная музыка» в интерьере Невского палас-отеля, где оживает атмосфера знаменитых ансамблей и парадизов, тактично и конструктивно обыгрываемых с деталями городской архитектуры. Здесь господствуют в единстве статика и динамика, здесь соседствуют аллегории и реальности, а сама реальность романтически преображается. Здесь стилизация является художественным приемом, дающим образный результат в точном соответствии с законами монументального искусства и эстетическими взглядами авторов.

Несомненной удачей является строгая выверенная композиция природных мотивов станции метро «Озерки» и, конечно, станция метро «Достоевская». В архитектонике станции, ее оформлении не только ощущается отклик на слова Ф.М. Достоевского: «Самый фантастический город в мире», но и проникновение в самую суть его творчества. Идея пластического намека , взаимодействие светлого и темного, властно увлекающая в тревожное пространство перспектива, очевидно, - именно тот художественный прием, который необходим не только в формальном смысле, но являет собой борение двух начал в жизни города, его облике, судьбах героев писателя. В моем представлении, это одна из самых точных по своему образному строю станция, быть может наиболее петербургская.

Следует уделить особое внимание созданному в г. Зеленогорске (б. Териоки) надгробию воинам, павшим в 1939-40 годы. Лишенный привычной помпезности памятник идеально живет в природном пространстве парковой зоны и хранит вечный сон 300 воинов. Это один из немногих примеров достойного решения вечной для России темы - темы истинной и «государевой» цены человеческой жизни.

В контексте рассказа о монументальном искусстве С. Репина, В. Сухова, И. Уралова и Н. Фомина хочется вспомнить строки А. Блока: «О город мой неуловимый, зачем над бездной ты возник».

Эти черты города великой истории, города совершенных пропорций, города муз и высоких трудов художники утверждают, как главную тему своего совместного творчества, в котором автограф ровным счетом ничего не значит и единственным смыслом которого является служение.

«...Внешнее постоянство и спокойствие петербургских колоннад, скульптур, колорита северной природы обманчиво и призрачно, за ними скрывается постоянная борьба двух начал...»
«...Ирреальность идеального города во все эпохи служила сюжетом для художников...»
«...Петербург - притворщик. Он носит маски фасадов, как и его персонажи, играет на сценах прекрасных архитектурных ансамблей, площадей, парков и рек, за всем этим прячутся драматические коллизии жизни...»
«...Ясность городских пейзажей белой ночью, тревожащие душу города наводнения, торжественное движение невских вод оживают в звучании музыкальных инструментов города - театра...»

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>